Слова, которые мы никогда не скажем в жизни

1
02
3
4
5
6
Фото: kchepgcbs.ru

Как всё получилось

Это мы

Творческая биография

МАЛЬЦЕВ

YouTube

Поздравляем!

Что почитать... и посмотреть

Юбилейные истории

Скоро у нас

Юбилейная история пятая

СЛОВА, КОТОРЫЕ МЫ НИКОГДА НЕ СКАЖЕМ В ЖИЗНИ

22 октября 2016

Бонусом к творческому подъёму Года литературы компания бродячих чтецов неожиданно получила приют!

Директор централизованной библиотечной системы Ольга Горохова, давно знавшая каждого участника и внимательно следившая за нашими перформансами, предложила осесть в читальном зале библиотеки Н.Островского, месте хорошо знакомом и давно обжитом. Так начался наш первый сезон в постоянном месте жительства.

За двенадцать лет со дня первого общего выступления мы освоили разные формы общения со зрителем. Конечно, вечера поэзии, литературные, театральные, чтецкие вечера, театрализованные путешествия, актёрские читки… Год кино, собственная сценическая площадка, новые участники – всё понуждало к дальнейшим свершениям. И мы… написали нашу первую пьесу! (Оглядываясь на кино, новый формат всё же будем называть её сценарием).

Любое произведение искусства – это послание. Если повезёт, оно доберётся до своего зрителя, читателя, слушателя, и случится встреча, которая в жизни обоих определит что-то важное. Хотя бы в нескольких частных случаях. И автор, и артист всякий раз на такую встречу надеются, ждут её. Собственно, как каждый человек. Это как письмо, в котором пишешь слова, каких в жизни из-за отсутствия подходящего момента  или суеты не говоришь… Но на которое ждёшь ответа

Поскольку тема кинопосланий нами завладела, сценарий стал историей про письма. Письма из кино. Сложился рассказ о том, как люди не успевают сказать (услышать) важных слов, но очень нуждаются в отклике.    

На сцене несколько локальных пространств, в которых обитают разные персонажи. Это обычные горожане, чьи дни состо-ят из суеты, забот, нехватки времени.

 

Появляется Герой. Останавливается у книж-ного шкафа, выбирает диск, уходит… возится с аппаратурой…

 

Шумит город.

 

Фото Евгении ПЕРИМОВОЙ

 

Голос: «Миша, уроки будешь учить сегодня?» Появляется мальчик,

начинает наигрывать на балалайке… Мать включает телевизор.

Женщина с книжкой садится в кресло у лампы…

Учительница устраивается проверять тетрадки …

Режиссёр разбирает бумаги…

Журналист говорит по телефону…

В пледе, с чашкой чая появляется Героиня…

 

ГЕРОИНЯ         (останавливается у клавиатуры компьютера)      Дорогой друг… я так хочу  начать это письмо… словно мы продолжаем прерванный разговор…словно мы давно знакомы и близкие друзья, а вовсе не те, кто  мы есть на самом деле – люди, не знающие имён друг друга, встретившиеся… в интернете. …  Я включаю компьютер и жду, сгорая от нетерпения… Потом выхожу в Интернет… и, затаив дыхание, надеюсь услышать два коротких слова: «Вам письмо»…

МАЛЬЧИК           Письмо – (средний род) написанный текст, посылаемый для  сообщения  чего-нибудь кому-нибудь  (сбежал).

ГЕРОЙ             (подходит к шкафу; достаёт спрятанное старое письмо… медлит…  убирает обратно)  Письма – это слова, которые, скорее всего, мы никогда  не скажем в  жизни.

МАТЬ               Письмо… (ищет Мальчика) – это всегда ожидание о т в е т а. (Уходит)

УЧИТЕЛЬНИЦА   (пишет)  «Ванька» рассказ А.П. Чехова. Прочесть к четвергу…

ЖУРНАЛИСТ   (снова говорит по телефону)  Слушай, не знаешь, когда вообще появились письма?.. Ого!   Точно?.. Погоди, записываю… (записывает…)

ЖЕНЩИНА         Хорошая литература – всегда письмо в будущее.

ГЕРОИНЯ               (Последний раз проверила текст письма, отправляет…) Письмо – это  надежда. (Уходит)

Актёры играли самих себя, соединяя слова героев с собственным опытом. Ведь переживания, запечатлённые в кинописьмах, хорошо знакомы каждому из нас. Потому и эпизоды, что мы выбрали, стали поворотными в своих картинах.  Решение начать переписку от нестерпимого одиночества в фильме «Вам письмо» или воспоминание о морском путешествии, после которого ты смотришь на жизнь как взрослый в «Белом шквале», монолог Форреста Гампа про звёздное небо во время затишья на войне или слова Криса Кельвина «Человеку нужен человек» из знаменитого «Соляриса» Тарковского…

Говоря о кино, мы не использовали кинофрагменты, но с помощью хорошо известных текстов пытались перенести зрителя в само кинематографическое пространство. Море, небо, космос, пустыня и снова небо легко умещались на импровизированной сцене читального зала, становились участниками спектакля. 

То ли при помощи знакомых сюжетов, то ли на плечах больших авторов начинал складываться настоящий сценический ансамбль. Общее чтение «Пилигримов» Бродского, отрывка из «Одиссеи» Гомера или очень непростой текст Натальи Исаевой о книге «Параутопия» помещали нас на корабль, хорошо знакомый ещё с финала «Пространства чтения» - Плывёт. «Куда ж нам плыть?»

Так корабль становился эмблемой Чтецкого Клуба, а синее полотно, путешествующее с нами ещё с прошлого века (!) – нашим парусом. Эти образы, знаки, аллегории, - как хотите, - странным образом будут появляться практически во всех будущих спектаклях.

Фото Евгении ПЕРИМОВОЙ

С лёгкостью перемещаясь из Нью-Йорка в пространство дневника Вали Добросёловой, из «Одиссеи» во Вьетнам вслед за Форрестом Гампом, вместе с  товарищем Суховым мы оказывались в прикаспийских песках, чтобы прочесть самые лирические письма, написанные для любимого фильма космонавтов самим Марком Захаровым…

Сухова сыграл новичок прошлого сезона, легко вошедший в команду и проявивший себя как сольный артист в передаче «Значение слова» Виктор  ПОЧУЕВ. Опытный, усталый Сухов писал на привале очередное письмо, а за спиной ждали весточек целых четыре Екатерины Матвеевны. Ольга Ершова, Наталья Акаева, Изольда Байдина и Надежда Десницкая соединялись в лирический квартет и тихонько запевали «Летят утки».

Фото Евгении ПЕРИМОВОЙ

Ещё одно хорошо знакомое письмо с кардинально противоположным настроем стало, пожалуй, самым ярким эпизодом (и событием) наших Посланий. Фильм этот любим и знаменит простодушным народным бурлеском, а у нас была сверх подходящая артистка.

До того, как стать основой фильма В.Меньшова пьеса  В.Гуркина «Любовь и голуби» стояла в репертуаре московского театра Современник. В постановке Валерия Фокина главные роли исполняли Геннадий Фролов и Нина Дорошина. Меньшов увидел спектакль и решил снимать лирическую комедию.

Эпизод чтения отцовского письма с курорта, для чего в ожидании  хороших новостей собирается вся семья… Драматический поворот с чужой припиской и кардинальная перемена настроения участников события… не просто отличный материал для театра, но и вызов для актёров.

За пару секунд перенеслись из песков Белого солнца в горницу большого семейного дома уральской деревни. Каждому из нас отлично помнятся бумажные письма из чудесного далека. С новостями о краях, которых никогда не видел, с радостным переживанием за близкого человека. Весёлой стайкой расселись вокруг матери, стали читать…

Конечно, в зрительном зале не было ни человека, кто не знал бы, что случится дальше.

Однако заразительная и цветистая игра нашей Нины Дорошиной – Натальи АКАЕВОЙ, обстоятельность Людки (Н.Десницкая), простодушие Оли (О.Ершова), суровая правильность Лёньки (Е.Лаптев) и искреннее соседское сопереживание всему происходящему (И.Байдина, М.Волощенко, И.Дегтярёва, В.Почуев) захватили публику, не дали времени сравнить новую труппу со знаменитыми актёрами и завоевали самые пожалуй бурные аплодисменты этого вечера!  

  Фото Евгении ПЕРИМОВОЙ

Актёры играют для зрителя. И профессионалы, и любители. В большой мере из-за встреч со своей публикой после рабочего дня взрослые горожане спешат в свои коллективы. Если к желанию играть для людей прибавить их любовь к большой литературе, приверженность  искусству и необходимость постигать сложные вещи, получится, что наши артисты – люди какого-то особого свойства.

Проживая пару часов своей жизни во время «Посланий с другой стороны экрана», произнося сложный или игривый текст,  переодеваясь на ходу и меняя роли, каждый говорил о себе то, что в обычной жизни, может быть, никогда не произнесёт. Здесь можно, потому что вокруг все свои… 

И когда в самом финале мы читали очень сложный текст Натальи Исаевой* о собеседниках, каждый  отлично понимал и чувствовал, о чём говорим.

Утопия – место, которого нет. Небывальщина, куда не попасть, даже если очень хочется. Даже если хочется, утопия всё же останется недостижимой. Но всегда можно быть рядом. Всегда можно  оставаться где-то по соседству, там жить и там поселиться, об этом говорить. Вокруг этого кружиться…                                                                                                                       

Есть «пара-докс». Есть «докса» – знание, нечто твёрдое, прочное а «пара-» – что-то вокруг, что всё переворачивает, так что получается парадокс. Совсем свёрнутое, иное, искажённое, нет… правильно выстроенное.  И мы должны… мы с вами должны  занять место этого собеседника. Того второго, кто разговаривает навстречу, кто слушает навстречу, кто готов встретить его на полуслове, понять с полумысли.

Надо попробовать. Попробовать быть достойными собеседниками. Быть достойными участниками диалога. Вместе выстраивать эту вселенную, которая должна как-то получаться. У каждого на свой собственный лад…

Так мы начали Год кино. Так всё настойчивее стучался к нам театр.

*   Наталья Васильевна ИСАЕВА – (1954 - 2022) историк  философии и религии,  индолог, переводчик;  доктор исторических н., ведущий научный сотрудник  Института востоковедения РАН  (Отдел истории и культуры Древнего Востока). Автор пятнадцати книг, которые были изданы в России,  США,  Индии; а также около сотни статей, в том числе и по проблемам современной театральной эстетики. Написано более 40 статей для «Новой философской энциклопедии». Одна из авторов «Большой Российской энциклопедии». В 2004—2008 году работала деканом факультета режиссуры Лионской высшей школы театральных искусств и техник (ENSATT) Кавалер  Ордена изящных искусств и литературы  Французской Республики. Перевела основные труды Антонена Арто, включая несколько его пьес. Историк театра, с  2001  года сотрудничала с  Анатолием Васильевым.­­

 

 

 
По теме
Объявленная в честь юбилейной даты акция «135 новых книг для районной библиотеки» подарила немало уникальных новинок.
 Кирово-Чепецкая  Госавтоинспекция  призывает водителей быть внимательными и соблюдать ПДД. - Кирово-Чепецкий район  За прошедшую неделю с 09 по 15 сентября 2024 года на дорогах города Кирово-Чепецка и Кирово-Чепецкого района произошло 7 ДТП, в которых 7 человек получили травмы, в том числе 3 несовершеннолетних.
Кирово-Чепецкий район