Надо, чтобы зритель думал

Надо, чтобы зритель думал - http://gorod-che.ru/
Фото: gorod-che.ru

27 марта — День театра. В Кировском театре драмы и комедии работает молодой режиссер Захар Пантелеев, который первой же постановкой громко заявил о себе.

Когда смотрела Ваш спектакль «1825. Запрещенный роман», в какой-то момент поняла, что знаю эту историю по фильму «Звезда пленительного счастья». Когда вы взялись за этот материал, не было страха, что его не примут?

— Да, это история декабриста Анненкова, но в основе был роман Дюма «Учитель фехтования». Я думаю, когда снимали фильм, тоже знали это материал. Не боялся ли я? С труппой проблем не было. Все приняли этот спектакль. Мы достойно, весело и продуктивно репетировали. Хотя тогдашний директор театра волновалась — все-таки история про декабристов. Наверное, она волновалась из-за «болотных событий». Но мы же ни к чему не призывали. Спектакль совсем не политический.

Старый фильм рассказывает не реальную историю декабристов, а скорее мифы о них, в которые мы привыкли верить. Вам пришлось бороться с нашей культурной памятью. Это было тяжело лично для вас?

—  Фильм я посмотрел уже после того, как спектакль поставил. Это принципиально для меня — я много читаю, но мало смотрю. Недавно мы поставили «Судьбу человека» по Шолохову. Этот фильм видел только в детстве, а уже после своей постановки пересмотрел. Поэтому, наверное, и получилось по-другому.

А новый фильм видели, «1825»? Как впечатление?

— Я скажу страшную вещь, меня осудят, но мне новый фильм понравился больше, чем «Звезда пленительного счастья». Очень гуманный фильм. Мне понравилась мысль о том, что нужно договариваться. Мы все ругаемся, какие-то полувойны устраиваем. А в фильме для меня лично главной стала сцена, где люди стоят друг напротив друга и не могут выстрелить, не верят в то, что другая сторона тоже выстрелит. Даже такие мысли возникают у меня как у зрителя: «Ну так идите и поговорите!»

Об этом и история: если бы пушка не выстрелила, если бы не убили Милорадовича… «Звезда…» же она вообще не про восстание, а про реакцию, о том, что было после, о людях, их частные истории. Очень часто слышу мнение, что советские фильмы хорошие, а современные плохие. Я не могу спорить на эту тему, но не всех фильмов это касается, сейчас много качественного кино. Это фильм мне показался достойным.

При создании спектакля «Пикассо» вы тоже сопротивлялись традиционным представлениям о великом испанце настолько, что он оказался совсем на него не похожим, как так вышло?

— Когда мы разбирали пьесу, Пикассо нам показался больше похожим на Дали эксцентричностью своей, хотя Пикассо тоже был забавным дядечкой… Вообще сама пьеса Олега Богаева не про Пикассо, а про некого гения. Это про Пикассо, Дали, Васю Пупкина, который тоже хороший художник. Я сознательно отходит от привычного образа, знакомого по фотографиям – старенький, лысенький – и меня до сих пор по этому поводу упрекают.

Просто, когда я изучал пьесу, то понял, что, если буду ставить про реально жившего человека, у меня ничего не выйдет. Главное в спектакле – это показать жажду творения, когда человек не замечает ничего. Это и про режиссеров, и про актеров, которые отбрасывают быт и семью и горят непонятно ради чего.

Кроме ваших коллег, это кому-то интересно?

— Для меня каждый человек творец. Вот вы же творец. Мы сейчас с вами сотворцы и создаем интервью. Это общечеловеческая история про любого из нас. Всем знакомы папы, которые ходят на работу, чтобы заработать денег, при этом с ребенком, с семьей не общаются. Зрители-мужчины потом говорили, что очень похожая ситуация – все время на работе, а с сыном не общаюсь. Это и моя личная история. А история художника? Разве не интересно? Мы же обожествляем художников, они кажутся нам небожителями, а с другой стороны, они простые смертные люди, которые боятся умереть.

Реакция зрителей на ваши эксперименты вам известна?

— Я могу читать только книгу отзывов и то, что приходит через интернет.  Однажды сам был в зале, когда шел спектакль «Пикассо». Видел пожилую пару за 60. Я очень боялся, наблюдая за ними. Мужчине все очень нравилось, он хохотал, а его жене — наоборот, она прямо его утащила со спектакля в гневе, возмущенно высказываясь. Молодежь хорошо смотрит этот спектакль. Прямо негативных отзывов, как было на «1825», не получал. Он как будто что-то взорвал. Резкое деление было среди зрителей.

Кто-то принял, а кто-то говорил, что это не театр. Реакция была буквально на все – костюмы, декорации, розовый медведь… Почему качели вместо мебели? Помню был отзыв про «1825»: «Что это за московский спектакль?! Нам не надо, мы вообще-то в Кирове». Я не знаю, как к этому относиться, потому что не понимаю, что имелось ввиду. С одной стороны, меня радует, что меня сравнивают с московскими коллегами, а с другой — чем Киров отличается от Москвы? Мы ведь все в одной стране живем.

Никак не могу понять, почему давно известные приемы условного театра до сих пор вызывают такую резкую реакцию. Лично я ничего возмутительного не увидела.

— Мне тоже непонятно. Я ничего кардинально нового в рамках режиссерского театра не сделал. Условный театр, видно, не всем нравится.

А вы не пробовали представить себе зрителя, для которого ставите спектакль? Сколько ему лет, его социальный статус, его жизненные ценности?

— Мне всегда хочется, чтобы зритель думал. Возможно, зритель ничего не понял сейчас, но важно, чтобы дома, разбирая спектакль, он послевкусие получал. Я не обращаю внимание на то, будет он интеллигентным врачом или человеком с завода. Возраст? Я всегда переживаю, если старшей публике мои спектакли не нравятся. Но все люди разные. Человек и в 50 может любить условный театр, а может и в 20 уже не любить. Тут не угадаешь. Иногда, конечно, понимаешь, что кировская публика чего-то не примет, потому что консервативная.

«Судьба человека» тоже получилась не хрестоматийной.

— Это был эксперимент в плане литературной основы для спектакля. По мотивам текста Шолохова наш завлит Нина Тодыбаева написала инсценировку. В нашем спектакле нет повествования, а есть дед и внук (которого, кстати, нет у Шолохова). Внук общается с дедом, пытаясь доказать ему, что дед — герой. А дед говорит ему, что дело не в героизме. Мы, рассказывает дед, столько боли претерпели, мы не чувствуем сейчас себя героями, наоборот, мы виноваты перед погибшими. В этом спектакле мы общаемся с публикой. Спрашиваем подростков, когда война произошла. Показываем портрет Шолохова: «Это кто?»  Вроде бы спектакль рассчитан на школьников, но взрослые очень реагируют. Видел, как женщины в зале плачут.

По-моему, это очень опасная дорога — показывать зрителю то, что он не ожидает увидеть, приходя на, казалось бы, знакомую историю.

— Если все предсказуемо, то зачем делать? Интересно зайти с другого ракурса. Режиссерский театр – это, прежде всего, трактовка материала. Меня поразило, когда я ездил на стажировку к режиссеру Льву Додину, следующее. Тогда тоже возник вопрос, стоит ли ставить материал, который был поставлен много раз? И тогда он нам рассказал о постановке Эймунтаса Някрошуса «Гамлет», в которой отец Гамлета, отправляя мстить своего сына, по сути убивает его. Это очень неожиданная трактовка. Мало кто может так понять известную пьесу.

Тем не менее, сейчас у режиссерского театра сейчас кризис. Или нет?

— Сейчас в западном театре считается неприличным притеснять артиста. Он должен играть другого человека, предполагается, что у него должно быть свое личное высказывание. А в России режиссер очень нужен. Западным актерам, наверное, не настолько нужно – не они же режиссерский театра придумали, это наше российское изобретение. Режиссеры в России появились с драмой Чехова, которую сами актеры не могли сыграть.

Но ведь зрители все равно приходят прежде всего на актера…

— Не факт. У режиссера тоже есть поклонники. Я знаю, что они у меня есть. Порой даже ругаются, оценивая спектакль: «Это не Пантелеев! Пантелеев не тот!» Я же много пробую, экспериментирую. Я надеюсь, что режиссерский театр еще не закончился. Не в Кирове точно. В этом убеждаюсь каждый раз, когда прихожу на работу. Другое дело, что сейчас артист очень подкован и может сам что-то делать. Но ему обязательно нужен взгляд со стороны. А что касается привозных антрепризных спектаклей, то не вижу смысла для зрителя бежать туда ради актера, которого видели в сериале. Как правило, увидев его на сцене, зрители разочаровываются.

Спрашивать о творческих планах — моветон?

— Ну, пока я молодой режиссер, для меня понятия моветон не существует. Если интересно, почему бы не спросить.

И когда же ближайшая премьера?

— Пока в Театре драмы и комедии у меня премьера не запланирована. Много работаю в самодеятельном театре. Я сам вышел из любительского театра, свой первый спектакль поставил в политехе.  Сейчас в политехе ставим современную пьесу «С училища». Делаю в «LIVE-театре» «Вассу Железнову». В медакадемии ставим «Три сестры». Почему нет?

Беседовала Светлана Сивкова

Новости соседних регионов по теме

Из-за пандемии коронавируса все театры закрыты. Спектакли показывают в интернете, так как актёры на карантине.
19:12 01.04.2020 Липецкое время - Липецк
30 марта 1930 года газета «Уральский рабочий» сообщила об открытии первого профессионального театра для детей в Свердловске — Театра юного зрителя.
18:33 30.03.2020 Администрация Кировского района - Екатеринбург
Амурский областной театр драмы начал публиковать видеозаписи своих спектаклей, они будут размещаться внизу на главной странице официального сайта amurteatr.ru .
19:11 29.03.2020 AmurNews.Ru - Благовещенск
 
По теме
 
Об отмене спектаклей - Драматический театр Уважаемые зрители! По распоряжению №68 «О внесении изменения в распоряжение министерства культуры Кировской области от 17.03.

24.03.2020
«Солнце русской поэзии». Книжная выставка ко дню рождения Александра  Сергеевича Пушкина - Библиотека им. А. И. Герцена Ежегодно в день рождения писателя отмечается Пушкинский день. Бесценное литературное наследие Александра Сергеевича объединяет людей всех возрастов и национальностей.

06.06.2020
Наши малыши «Круче всех» - Омутнинское городское поселение Источник: МБУК "Централизованная клубная система Омутнинского района Кировской области" Накануне Международного Дня защиты детей специалисты Дворца культуры «Металлург» объявили конкурс среди детских садов «Круче всех»,

05.06.2020
 
На территории бывшего КВАТУ хотят запретить строительство - Newsler.Ru Управление государственной охраны объектов культурного наследия Кировской области подготовило проект решения об утверждении границы территории объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов РФ федера

05.06.2020
Фестиваль имени Петра Юраша прошел в режиме онлайн - Администрация Кирова Управление культуры сообщает, что 4 июня дистанционно прошел IV межрегиональный фестиваль-конкурс ансамблей скрипачей и виолончелистов имени заслуженного работника культуры Российской Федерации Петра Марковича Юраша.

05.06.2020
 
Лекция главного научного сотрудника Центра регионоведения КОУНБ им. А. И. Герцена, кандидата философских наук, доцента Натальи Ильиничны Злыгостевой «Кабинет писателя в Герценке» прошла в форме экскурсии,

05.06.2020
Фестиваль «О, крошка» состоялся онлайн - Омутнинские вести В День защиты детей,1 июня в Культурно-спортивном центре пгт Восточный в режиме онлайн состоялся заочный фестиваль детского творчества «О, крошка!».

05.06.2020
 
«Вятская книга года – 2019». Итоги… - Кировская правда Более двух месяцев на сайте научной библиотеки имени Герцена в онлайн-формате проходила XXII областная выставка-конкурс «Вятская книга года», на которой были представлены более 800 изданий,

05.06.2020
Юбилей: Пушкинке – 120 лет! - Кировская правда В середине мая Центральной городской библиотеке имени А.С. Пушкина исполнилось 120 лет со дня основания!

05.06.2020
За это его приговорили к 8 месяцам тюрьмы В Кирове суд вынес приговор 28-летнему местному жителю, который устроил  резню в одном из домов областного центра.
05.06.2020 Новый Вариант
На территории бывшего КВАТУ хотят запретить строительство - Newsler.Ru Управление государственной охраны объектов культурного наследия Кировской области подготовило проект решения об утверждении границы территории объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов РФ федера
Newsler.Ru
05.06.2020
«Солнце русской поэзии». Книжная выставка ко дню рождения Александра  Сергеевича Пушкина - Библиотека им. А. И. Герцена Ежегодно в день рождения писателя отмечается Пушкинский день. Бесценное литературное наследие Александра Сергеевича объединяет людей всех возрастов и национальностей.
Библиотека им. А. И. Герцена
06.06.2020
Новые награды в копилке «Эхны» - Омутнинское городское поселение Источник: МБУК "Централизованная клубная система Омутнинского района Кировской области" Народный танцевальный ансамбль «Эхна» активно участвует в онлайн-конкурсах, добавляя в свою копилку все новые награды.
Омутнинское городское поселение
05.06.2020
В середине мая Центральной городской библиотеке имени А.С. Пушкина исполнилось 120 лет со дня основания!
05.06.2020 Кировская правда
Территорию хотят признать объектом культурного наследия Управление госохраны объектов культурного наследия подготовило проект об  утверждении границы территории объекта культурного наследия (памятника истории и культу
05.06.2020 Новый Вариант
Весенние гидравлические испытания длились несколько дней. Под повышенным давлением проверили 87 магистральных и внутриквартальных сетей.
06.06.2020 Город Ч.