Время вновь окунуться в мир легенд, которыми успел обрасти наш район за прошедшие столетия. Мы продолжаем рассказывать истории, которыми поделилась с нами ведущий методист районной библиотеки Татьяна Мальцева.
В это раз вас ждут лесной царь, подозрительный мужчина в шляпе, компания чертей и клады, которые так никто и не смог найти.
Тупым предметом по голове
Неподалёку от Кстинино есть деревня Глушонки. Но слух местных жителей с названием совершенно не связан. Дело в том, что в этом районе некогда проходил тракт для конвоирования обозов с заключёнными, некоторым из которых удавалось сбежать. Селились они в глухих вятских лесах, а на жизнь единственным для себя доступным способом — разбоем. Потому что где дорога — там и торговые обозы, отличная нажива. Обозников глушили палкой по голове, и вся добыча переходила к разбойникам. Надо сказать, что с местными отношения у беглых складывались неплохие: многие из них знали грамоту и учили крестьянских деток. О какой уж вражде тут может идти речь?
Край непуганых домовых
Фатеево стало так называться совсем недавно, а до этого именовалось Богородицким, а ещё Проснúца. И получалось, что с одной стороны от Чепецка Проснúца, а с другой — Прóсница. Это стало проблемой, когда налаживали автобусное сообщение. Вот и переименовали село в Фотеево, в честь церковнослужителя Фотия, а потом ещё одна буква в названии сменилась, стало Фатеево.
То ли места здесь особо аномальные, то ли просто память у людей хорошая, но всяких историй рассказывают много. Например, помнят местного знахаря по фамилии Козлов, которого не любили и боялись. Считалось, что если идёшь к нему, то можешь уже не вернуться (видимо, хорош был знахарь). А ещё в Фатеево зона повышенной активности домовых — здесь их видели особенно часто.
Лесной царь и черти всякие
Отправилась девушка из Фатеево вечером в лес погулять, да и не вернулась. Искали её, искали, с ног сбились, нашли только через две недели. Замученную, помятую и немного не в себе, так что мысли сразу стали посещать всякие. А девка возьми и расскажи, что её похитил лесной царь, но всё прилично было. Дескать, держал у себя в берлоге, поил родниковой водой и кормил пряниками. Царя того отыскать было попробовали, но как-то не удалось.
Или вот ещё: возвращалась другая девушка ночью с представления музыкального через лес, да заплутала. Видит на поляне огонёк, и молодые люди сидят у костра. Думает: дай подойду, погреюсь, а потом они меня и проводят. Вышла на поляну, а там никого. Поняла тогда девушка, что видела призраков, перепугалась и ну бежать.
Как-то раз ещё бабулю, возвращавшуюся с работы, едва не утащили к себе в логово черти. Она на пенёк села передохнуть, а они вдруг как налетят. Бабуля аж все молитвы позабыла, но опомнилась. И пропали черти, как только слова правильные вспомнились.
Таинственный мужчина в шляпе
В начале 40-х годов разрушили церковь в селе Полом, нужен был кирпич для строительства запасного военного аэродрома. И остался от церкви только остов. А в 90-е годы неподалёку расположился круглосуточный магазин. Но что-то продавщицы там надолго не задерживались, увольнялись с оправданием — дескать страшно! Оказалось, что каждый день ровно в два часа ночи у магазина появляется странный незнакомец в шляпе. Иногда заходит внутрь и молчит, а когда просто прогуливается мимо. И видно, что человек не местный, ведь в деревне все на виду. Когда стали церковь восстанавливать, нашли под деревянным полом скелет в истлевшей шляпе. Вызвали священника — батюшку Николая Федько. Он сказал, что человека убили и бросили. Несчастного похоронили как положено, и явления прекратились. Даже сжигать кости с солью не потребовалось.
Вернулся, да не тот
В Каринке рассказывают про багряного змея. Умер муж у женщины, а через несколько дней вновь начал появляться в доме. И вроде бы всё в порядке, общается с ней, предложить ему тарелку супа — съест. Да только появляется всегда поздним вечером, а поутру исчезает. Не просто уходит, а как будто растворяется в воздухе и вылетает в окошко багряным светом.
Особенно много таких историй рассказывали после войны. Вот вернулся к родителям молодой сын, те рады-радёхоньки, да только через несколько дней присмотрелись, а на ногах у него копыта. Стали молитву читать, чтобы изгнать нечистого, а он как набросился на мать и изгрыз ей всю руку. Эту историю считают правдивой, потому что та женщина после ездила в больницу и руку ей ампутировали.
Охотники за халявой
Даром доставшиеся деньги всегда привлекали охотников за халявой. В деревне Мокрецы, например, считается, что в полночь на прогулку выходит рябая курочка. И вот она-то и может указать местонахождение клада, нужно только её поймать. Но поймать непременно за околицей, иначе с ловцом может случиться беда: упадёт, да и расшибёт лоб насмерть. И ловить нужно со специальным наговором, не знаешь его — не стоит и пытаться.
Есть легенды и о кладах, зарытых бандитами и грабителями. Порядки у тех были, прямо скажем, варварские: одного из членов банды оставляли стеречь клад. Но не целиком, а только голову. А право стать сторожем разыгрывали в карты. Может потому так никто ни одного клада не сыскал, а пытавшиеся — пропадали.
Нечего тут воскресать
Раньше, когда человек умирал, его отвозили в церковь — чтобы отпеть и похоронить честь по чести. Про летаргический сон тогда ещё ничего не знали. И было среди священников поверье: если человек умер, а потом внезапно ожил, то ни в коем случае нельзя выпускать его из церкви, ибо это в нём злой дух поселился. Выпустить — так все священники в округе умрут.
Очевидцы рассказывают случай: умер мальчик, привезли его в церковь. Чуть погодя мимо молодые люди проходили и видят: стоит ребёнок у окна, живой, наружу просится. И тут подошёл к нему священник, дал что-то выпить, и мальчик упал замертво. Другой девушке в подобной ситуации повезло больше: родственники смогли выкрасть её и увезли в дальнюю деревеньку к родне. Жила она после этого долго и счастливо.